gazeta 5
КИНОМИФЫ
РОССИЯ ИМЕЕТ ВСЕ только не знает об этом
Многие переживают, что в области искусства Россия не производит ничего нового.
Все самое интересное, считают многие, в кино, музыке, литературе приходит к нам
из-за границы. Это мнение ошибочно (правдиво).

Проблема не в том, что российские деятели искусства не могут порадовать российских же зрителей своими интересными новаторскими произведениями, а в том, что эти произведения, даже если и есть, не доходят до публики. Причин такого положения дел несколько. Укажем некоторые.

На Западе создана очень мощная индустрия шоу-бизнеса, производящая огромное количество художественного продукта. Несмотря на то, что большинство этого продукта – просто мусор, нельзя не признать, что время от времени появляются настоящие шедевры: закон перехода количества в качества еще никто не отменял. Западный рынок очень чувствителен к чему-то новому, оригинальному, такому, что способно заинтересовать искушенного западного зрителя (способного хорошо платить за свое удовольствие), и готов вкладывать в это большие деньги.

Россия, стремящаяся слиться с Европой и Америкой (чтобы стать такой же цивилизованной), открыла свои границы для художественной продукции с Запада. Вследствие этого местная художественная среда, страдающая отсутствием финансирования, оказалась неконкурентноспособной и проиграла зрителя (но не искусство).

Российские таланты, не отмеченные печатью «Made in Zapad», не менее (надо признаться, и не более) талантливы, чем западные, но остаются в тени и известны лишь очень узкому кругу специалистов.

Вот, например, кто знает о существовании Приреченской киношколы (далее ПК)? Я почему-то уверен, что никто. А между тем эта небольшая группа мастеров (единая команда, в которой каждый может быть режиссером, оператором, художником, сценаристом, актером) за небольшой срок – с 1992 по 1994 год – сумела снять четыре полнометражных художественных фильма, каждый из которых смог бы стать культовым для современной российской кинопублики. И это при минимуме вложенных средств, при отказе от каких-либо компьютерных эффектов.

При «раскрученности», при вхождении наших кинематографистов в европейскую «обойму» ПК дала бы, как говорится, сто очков вперед той же пресловутой голландской «Догме». Но получается так, что не Запад нуждается в нас, а мы нуждаемся в нем. Поэтому и их, и наш зритель гоняется за довольно средней «Догмой», не зная ничего (не желая знать) об отечественных художниках.

Немного о ПК. Это прежде всего люди – Александр Левашов, Дмитрий Зайцев, Константин Зуев, Петр и Федор Яковлевы, Юрий Рогачевский – основное ядро команды. Это фильмы – «Дорога навсегда» (1992, реж. Д.Зайцев, 87 мин.), «Малыши-карандаши» (1993, реж. Ю.Рогачевский, 103 мин.), «Жантиль» (1993, реж. П.Яковлев, 71 мин.) и «Без названия» (1994, реж. К.Зуев, 90 мин.). Это оригинальные сюжетные ходы: так, просмотрев «Малышей-карандашей» (сценарий А.Левашова), так и хочется провести расследование, не украли ли идею этого фильма создатели столь популярного сегодня немецкого фильма «Беги, Лола, беги!»; а ознакомившись с «Дорогой навсегда» (сценарий Д.Зайцева), без всякого сомнения решишь, что «Игра» Дэвида Финчера – это просто римейк этой ленты. Аналогов для двух других фильмов ПК – просто поражающих свежестью решений вроде бы уже известных драматических конфликтов – мне не найти. Возможно, что ничего подобного просто еще не сняли. (Или сняли где-нибудь в России.)


gazeta 1
gazeta 2
gazeta 3
gazeta 4
front page
mass media does you

 

Hosted by uCoz