На катамаране "Центаурус II" по Финскому заливу.
23 августа 2008 года.
В рамках эколого-образовательного проекта Learn2care.
В команде ученых, педагогов, журналистов

(+ об итоговой конференции 29 августа - статья в муниципальную газету)

всего 53 фотографии. Автор фото и комментариев - Алексей Варсопко

кто и почему: "Проект Hohe Tied e.V. – Группы по охране природной среды Северного и Балтийского морей – при поддержке фонда Lighthouse Foundation.

Hohe Tied e.V. – это маленькая группа людей, работающая на общественных началах, которая поставила себе целью довести ситуацию с Балтийским морем до сознания населения. Поэтому в качестве своей основной задачи мы выбрали экологическое образование. Согласно руководящим
принципам образования, ориентированного на устойчивое развитие, мы проводим экскурсии по побережью, мореведческие экспедиции и многое другое для того, чтобы обеспечить непосредственную встречу людей с Балтийским морем".

катамаран у причала в Кронштадте

катамаран у причала в Кронштадте, куда нас привезли на микроавтобусе

катамаран сзади, 11 утра

сетка, на которой, как нас уверили, можно даже прыгать

мачта

мачта

не буду объяснять

не буду объяснять

красная штука

забыл, как называется, - в общем, сбрасывается между бортом и причалом. очень изящная вещица - учитывая, что многие используют для этого старые автомобильные покрышки

управление

место для капитана. катамаран движется под парусом и с помощью двигателя

опять мачта

мачта (еще раз)

представитель Гидрометеорологического института рассказывает, как будет строиться наш день

кронштадт

по правому борту - Кронштадт

парус

постановка паруса

начинаются занятия. справа в шапочке (сидит) и в черных очках (стоит) - немцы из Киля, те самые, которые Hohe Tied e.V.

Балтийское море (карта)

на карте - Балтийское море

прибор для изучения мутности водны

демонстрация прибора для изучения мутности воды - нужно отмечать, на какой глубине исчезает из видимости белый диск

зонд

зонд для измерения температуры, солености, глубины

прибор для собирания планктона

прибор для собирания планктона

грунточерпалка

грунточерпалка - для изучения дна

солнце и ветер

по правому борту - преподаватели школ

имитация солености воды

имитация солености воды

имитация воды в Финском заливе

имитация воды в Финском заливе - пресная наверху, соленая внизу

уранин

подготовка раствора уранина

раствор уранина

чего-то раствор уранина сейчас покажет...

слои

оп-па! слои - пресный и соленый

планктон

группа по изучению планктона

зонд за борт!

зонд опускается за борт

собаки

собаки на кронштадском пирсе

обед

обед: грибной суп, греческий салат, сэндвичи, сок

Кронштадт

по правому борту - Кронштадт

оживленное судоходство

в Финском заливе довольно оживленное судоходство

развалины

какие-то развалины

развалины под номерами

пронумерованные развалины

вкусный обед

вкусный обед на свежем воздухе. только есть надо, загородившись от ветра

капитан рулит

капитан рулит. на заднем плане - чумной форт

чумной форт

чумной форт. как мне объяснили, здесь еще до революции ставили опыты по изучению чумы, а потом весь форт для дезинфекции сожгли напалмом

спутники

спутники

защитная дамба

в субботу не прекращается строительство защитной дамбы. в этом узком месте волна стала очень сильной, а когда вышли за дамбу, волнение стало настолько серьезным, что хоть и экзотично, но ни о каких исследованиях, конечно, речь идти не могла. пришлось развернуться

ледокол

идем обратно. по правому борту - ледокол на якоре

Васильевский остров

вдали - Васильевский остров, Морская набережная

якорь

катамаранский якорь (запасной)

змея

"морская змея"

собирание планктона

мы все были разделены на три группы.
на т.н. станции 2 (то есть второй точке иследований) наша группа собирала и изучала планктон.
эти два серьезных мужчины - ученые. забрасывает "трал" Дмитрий, гидробиолог

улов

богатый улов до последней капли

водоросль

сверялись по атласу, кого увидели в микроскоп

Дмитрий, глядя в микроскоп, зарисовывает виды планктона

виды планктона и водорослей

виды планктона и водорослей.
на мой неподготовленный взгляд, было очень трудно что-то разглядеть, тем более что для начала надо было суметь приспособиться к микроскопу - настроить под себя. но под руководством опытных наставников и я увидел...

я это видел

я это видел (обратите внимание на надпись вверху: длина 0,5-3 мм)

презентация

в заключение исследований - подготовка презентации результатов проведенной работы.
благодаря серьезному научному потенциалу наша группа выступила, на мой взгляд, наиболее адекватно (без обид;0)

группа БЕНТОС

группа БЕНТОС, изучавшая при помощи грунточерпалки, из чего-кого состоит дно

группа ЗОНД

группа, работавшая с зондом, предпочла шутливую форму презентации

кронштадт

а это уже на берегу, недалеко от причала. я первый раз был в Кронштадте.

Кронштадт показался красивым, чистым портовым городом

торт

красота

Гостиный двор

Гостиный двор

* * * * *

об итоговой конференции 29 августа - статья в муниципальную газету

Нам здесь жить

29 августа в Центре творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском», на Наличной, 55, прошла итоговая конференция международного эколого-образовательного проекта «Человек и море». В актовом зале Центра собрались ученые, журналисты, учителя, преподаватели и методисты из Санкт-Петербурга, Зеленогорска, Приморска и других городов восточной части Финского залива, Киля (Германия), Силламяэ (Эстония), чтобы обменяться идеями и обсудить, как расширить экологическое образование и повысить его эффективность.

Идея проекта «Человек и море» принадлежит группе по охране природной среды Северного и Балтийского морей Hohe Tied e.V. (Киль, Германия), которая также отвечала за организацию и финансирование. В рамках практической части проекта в течение лета 2008 года более 130 учителей общеобразовательных школ и преподавателей дополнительного образования из Санкт-Петербурга и городов на побережье залива смогли поучаствовать в экологических исследованиях в акватории Финского залива.

Исследования проводились на борту катамарана «Центаурус II», в самых что ни на есть «полевых» условиях – 6 часов на открытой воде, под парусом, преодолевая качку и сильный ветер. Учителя, под руководством организаторов проекта (с российской стороны это Государственный Гидрометеорологический университет), учились пользоваться научными приборами – зондами, микроскопами, грунточерпалками, а также… пластиковыми ведрами, чтобы набрать забортной воды; измеряли мутность, температуру и соленость воды; изучали фауну водной и глубинной части залива, опознавая увиденное в микроскоп с образцами из атласа и пытаясь прочитать название на латыни; сравнивали между собой результаты, полученные до дамбы и за ней. С поставленной задачей – заинтересовать и дать первоначальные экологические знания педагогам – справились: энтузиазм на конференции бил через край, а эмоциональная вступительная музыкальная часть, сопровождающаяся фотопоказом, которую подготовили преподаватели Центра «На Васильевском» - участники проекта, никого не оставила равнодушным. Впереди цель – дать школьникам не только в теории, а вживую ощутить, пощупать, понюхать, увидеть, что происходит в экосистеме залива: организаторы «Человека и море» уверены, что практический способ получения знаний наиболее эффективен – мало говорить о необходимости охраны окружающей среды, надо браться за это своими руками.

В ближайших планах проекта, который будет продолжен в 2009 году, начать привлекать к проекту школьников – главную целевую аудиторию проекта. Ребята, вооруженные научной аппаратурой, под руководством своих, владеющих нужной методикой, учителей и преподавателей, будут выходить на катамаране в залив или пешком к ближайшему причалу и проводить исследования, набираться опыта, знаний, впечатлений. Кому-то это привьет интерес к научной деятельности, кому-то даст возможность определиться с будущей профессией, для кого-то станет ярким подтверждением, что Санкт-Петербург не зря называется морской столицей, но в целом повысит экологическую культуру и социальную ответственность подрастающего поколения.

Участие преподавателей учреждений дополнительного образования предполагает развитие творческой части проекта. Первый задел для этого уже есть. Небольшой группе учащихся отделения изобразительного искусства Центра удалось побывать на катамаране, в результате чего появилась серия плакатов экологической тематики. Выставка плакатов, интересных и своими дизайнерскими решениями, украсила стены актового зала во время конференции и полностью совпала с интонацией прошедшего мероприятия. Интонацией пусть и тревожной, но внушающей оптимизм.

Алексей Варсопко

[на главную]

Hosted by uCoz