ЧТО
МЫ СЛЫШИМ |
Человек с интерференцией в голове, или Уши смотрят в разные стороны |
Возможности
человеческого слуха таковы, что мы можем одновременно слышать несколько звуков, несколько голосов. Их взаимодействие и есть интерференция. Тот же процесс лежит в основе образования одного звука, одного голоса. |
Французский художник Симон Огри занимается современным искусством давно. Перепробовал множество видов и форм художественной деятельности, но пять лет назад нашел своего конька и теперь с него не слезает. Работая звукооператором в театре, Симон часто слушал в наушниках другую музыку, чем та, которую он включал в зал во время репетиций или спектаклей. Так и работал долгое время, одним ухом слушая любимую музыку, а другим — свободным от наушников — контролируя происходящее на сцене. Но однажды он поймал себя на том, что получает удовольствие от микса двух тем. То ли произошло случайное совпадение ритмов, то ли настроение у него было такое, то ли повлияла современная электронная музыка, активно экспериментирующая с миксами, художник ответить сегодня не может. “Просто что-то произошло, — говорит Огри. — И я понял, как много существует возможностей обогатить не только ту музыку, которая тебе нравится, но и те “звуки”, которые, как я считал, нельзя слушать”. Ничего оригинального в опытах с индустриальными звуками, поп-музыкой, другими “шумами” не было — современное искусство имеет уже богатое наследие в этой области. Оригинальный вклад Симона заключался в создании звукового дизайна для различных пространств, перемещаясь по которым — как горизонтально, так и вертикально — вы можете найти место, где звуки сливались в приятную для вас музыку. И при этом стоит учитывать, что звуки, как правило, были из самых разных областей происхождения. (В одной из своих “Интерференций” художник “соединил” Рахманинова, Бреговича и Чака Берри; в другой — sound одной из станций парижского метро, Эдит Пиаф и крики морских птиц на побережье.) “Я принципиально отказываюсь от обработки оригинальных звуков, — говорит Симон Огри. — Не изменяю темп, ритм и так далее. Никаких петель, сокращений и тому подобного. Мое авторство – в соединении разных Звуков, могущих образовывать разные Музыки. Я даю множество вариантов, а слушатель выбирает тот, который ему нравится. И как правило, каждый находит свою точку слушания”. В последние два года художник несколько отошел от эстетической стороны своих произведений, сосредоточившись на психологическом и этическом аспектах интерференции. Беря звук в качестве символа какого-либо психологического мотива, этического правила, Огри демонстрирует зрителю его психологический портрет. “Выбирая то место, в котором ему комфортно, — рассказывает художник, — зритель тем самым находит себя и видит, как далек или близок он от воли, секса, искренности, истины и прочего”. На вопрос: “Закреплена ли за человеком точка слушания?” — Симон Огри отвечает: “Многое зависит от пространства. Бывают галереи не совсем приспособленные для поисков “истинного” себя. Бывает так, что какую-то “мелодию” трудно услышать, потому что источник “звука” прикрыт каким-нибудь другим зрителем-слушателем. Бывает, что на выставке так много посетителей, что они создают свою мелодию. Конечно, лучше всего разобраться с собой, когда один, но живем-то среди людей, правда?” |
|
|
|
|
|